Требования земельного законодательства к границам земельного участка

Содержание

Что такое земельный участок без координат границ и как их определить

Требования земельного законодательства к границам земельного участка

В процессе пользования или выделения земельных участков собственники наделов нередко сталкиваются с таким понятием, как участок без координат границ.

Фактически такая формулировка означает, что у надела отсутствуют установленные в законодательном порядке границы.

Имеются очертания участка, которым непосредственно пользуется собственник, у каких нет четко установленных координат и межевого плана.

Это будет означать невозможность осуществления с таким наделом любых действий в плане продажи, дарения, осуществления построек и прочих юридических сделок.

Координаты межей

Под координатами межей земельного надела фактически понимается четко конкретизированное указание расположения проходящих контурных линий, определяющих межи участка и выделяющих его из общей массы земель.

Рассматривая определение «координаты границ», стоит отметить, что кадастровые инженеры чаще применяют понятие координат поворотных точек межи.

Это связано с тем что сами границы участка по сути выступают линиями, которые проводят между установленными опорными пунктами – то есть определяется расположение участка, его межа, далее устанавливаются точки, где прямая линия прекращается и начинается другая.

Таким образом координатами служат определенные кадастровым инженером в процессе работы кадастровые точки.

Процедура определения координат представляет собой достаточно сложную работу, требующую особых профессиональных навыков и, что является обязательным, наличие лицензии на такой вид деятельности.

То есть инженер допускается к такой работе и межевой план, подписанный им, будет иметь юридическую силу, только в том случае, если он состоит в списке аккредитованных специалистов Российской Федерации.

Установление координат межей или координат поворотных точек возможно только в случае проведения процедуры межевания, выполнения всех необходимых шагов и формировании дела, важной составляющей которого является межевой план.

Участок без координат границ — что это значит?

Формулировка, применимая к земельному наделу «без координат границ» фактически значит, что относительно данного участка не проводилась процедура межевания и установленные границы надела являются лишь приблизительными.

То есть те поворотные точки, которые определяют проходящую межу, могут быть ошибочны и требуют процедуры определения в установленном законом порядке. Такие ситуации могу возникать, когда на участок не оформлено право собственности, надел является частью земли общего пользования (к примеру, в составе какого-либо товарищества и т.д.).

Параллельно с этим отсутствие координат может быть связано с применявшейся процедурой определения межей по упрощенному принципу в ходе дачной амнистии. Таким участкам в обход требуемых законом процедур присваивались кадастровые номера без координат поворотных точек.

Независимо от того, по чьей вине было допущено такое нарушение, частичная ответственность будет лежать и на собственнике участка, в результате чего может последовать необходимость оплаты штрафа.

Принцип установления границ земельного участка заключается в сборе имеющейся документации, обработке полученных данных, при необходимости проведении расчетов, выезде непосредственно на участок для осуществления измерений и в итоге определение тех значений, которые и будут являться координатами границ.

При этом могут несколько отличаться методы и принципы определения в зависимости от того, какие данные по участку уже имеются или какие характерные показатели проходящих межей установлены.

По владению

Одним из способов установления границ участка является их определение непосредственно по границам владения.

Фактически такой способ заключается в проведенных границах посредством учета установленных колышков, забора и любых других видимых и определяемых значений, которые имеют характерные признаки.

Подобные границы участка, которые имеются на местности, могут лишь браться за основу при определении проходящей межи.

Весь комплекс действий в любом случае будет сопровождаться проведением необходимых расчетов и согласованием таких границ с собственниками участка.

Только в том случае, если будет определено, что таким образом граница может проходить, и ее такое расположение и конфигурация законны, они будут отражены в межевом плане.

По соседям

Вариант определения проходящих межей по соседним участкам может выступать не самым лучшим вариантом в плане достоверности, но иногда оказывает существенную помощь кадастровому инженеру в вычислении координат.

В такой ситуации за основу берутся границы наделов, смежных с данным участком, при условии, что такие участки имеют составленный межевой план, то есть что именно таким значениям можно доверять.

Остальные границы, которые не являются общими с другими участками, определяют на основании проведенных расчетов и замеров при непосредственном выезде на местность.

По кадастровому номеру

Следующим способом установления действительных координат границ участка становится их определение по кадастровому номеру объекта. Кадастровый номер объекта при обращении к общегосударственной базе, позволяет получить подробную информацию по участку.

Даже в том случае, если поворотные точки были указаны без соблюдения процедуры межевания и прохождения всех необходимых в таком случае этапов, специалист при определении точных координат границ может опираться на такие данные.

При помощи инженера

В тех ситуациях, когда какие-либо вспомогательные обстоятельства, посредством которых можно определить точные координаты проходящих границ, отсутствуют, установление значений поворотных точек осуществляется кадастровым инженером.

В такой ситуации он запрашивает все имеющиеся данные по той местности, где непосредственно расположен участок, проводит необходимые расчеты, определяя координаты.

Впоследствии выезжает на место расположения участка, где может провести корректировку с учетом особенности ландшафта или расположенных природных объектов.

В некоторых ситуациях, когда мирным путем собственник земельного участка даже посредством помощи кадастрового инженера не смог установить координаты границ, единственным выходом из такой ситуации становится обращение в суд.

В общих ситуациях, когда собственник имеет возможность обращаться в судебную инстанцию, могут рассматриваться такие случаи:

  • Если в процессе согласования проходящих границ с кем-либо из соседей не удалось достичь непосредственного согласия. Такая ситуация может быть связана с тем, что кто-то из собственников имеет другое мнение относительно того, как должна проходить межа;
  • Если в процессе межевания были определены границы, а впоследствии собственник пересмотрел свое согласие и принял решение оспорить имеющиеся результаты;
  • Если уже после установления межей оказалось, что проходящие линии ошибочны. Такие ошибки могут заключаться в пересечении границ, наложении участков и прочих неточностей, которые возникли по причине неверно проведенных расчетов, неправильно установленных межах, использовании устаревшего оборудования и т.д.;
  • Если процедура межевания произошла без участия непосредственного собственника участка. Такие ситуации случаются достаточно редко, но могут иметь место.

Процедура решения дела в судебном порядке будет заключаться в подаче заявления, приложении к нему необходимой документации, а впоследствии назначении слушании дела и вынесении решения.

Решение будет зависеть исключительно от предоставленных доказательств и уточненных данных, приведенных кадастровым инженером.

Ошибки

В процессе определения координат земельных участков нередко возникают ситуации, при каких имеют место кадастровые ошибки различного характера, о них вы более подробно можете узнать из нашей статьи.

В итоге такие ошибки приводят к тому, что составленный межевой план требует исправления таких ошибок одним из возможных способов.

В общем по своему характеру неточности могут быть техническими и кадастровыми.

Технические

Техническая ошибка межевания выражается в имеющемся противоречии между общегосударственным реестром (базой кадастра) и непосредственно кадастровой документацией.

Фактически такие ошибки могут выражаться в неточности отображения цифр точек межей, а также любых обозначений, когда все расчеты и замеры проведены верно и ошибка допущена практически на последнем этапе занесения данных.

Кадастровые

Кадастровые ошибки имеют более серьезные неточности.

Фактически в такой ситуации отсутствует расхождение в общегосударственном реестре и кадастровой документации, однако все источники будут содержать неверные данные по причине того, что еще в процессе анализа информации, проведении расчетов, выезде на местность определенные инженером координаты выявились ошибочными.

Заключение

Итак, установленные границы земельного участка и, как следствие, имеющийся в наличии межевой план – важная составляющая при необходимости вступления в право собственности, возникновении желания продать участок, оформить дарственную и т.д.

Отсутствие установленных границ делают невозможным проведение всех таких действий, а если учитывать то, что иногда межевание занимает около 6 месяцев, необходимо заранее побеспокоиться о наличии такого документа.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/granitsy/bez-koordinat

Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства – как правильно их установить, какие документы нужны, куда обращаться

Требования земельного законодательства к границам земельного участка

При регистрации земельных участков важным этапом является обозначение его границ. Это позволяет обезопасить собственность от притязаний третьих лиц и подтвердить законность владения площадью в случае возникновения споров.

Отсутствие же данных в реестре недвижимости влечет за собой определенные сложности при отчуждении земли. Так в кадастровых документах может стоять запись «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

Что это значит

Согласно законодательству РФ оформление имущественного права на земельные участки сопровождается обозначением их характеристик, границ в кадастровых документах. Подобное определение объекта позволяет беспрепятственно отчуждать землю, поскольку проведенное межевание минимизирует вероятность нарушения границ и прав третьих лиц.

Для того чтобы узнать, проводилось ли межевание конкретной площади, достаточно изучить выписку из Реестра Недвижимости или кадастровый паспорт (при покупке участка до конца 2020 года).

Если в пункте 16, содержащем особые отметки, прописано «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства», это свидетельствует о том, что межевание своевременно не было проведено.

В каком случае возникает такая ситуация

Подобная ситуация может возникнуть в том случае, когда территория, находящаяся в распоряжении, не была отмежевана, поскольку ранее законодательством РФ допускалось оформление участков земли без определения их границ. К участию в сделках в настоящий момент такие объекты не допускаются.

Помимо этого отсутствие обозначенных крайних точек может быть связано с регистрацией в собственность участка по упрощенной процедуре согласно «дачной амнистии». Объекту недвижимости при этом присваивается условный номер, координаты поворотных точек отсутствуют.

Неучтенные и ранее учтенные участки

Среди множества земельных участков, составляющих государственную территорию, большую долю составляют:

  • неучтенные земли;
  • ранее учтенные площади.

Неучтенные земли

К неучтенным участкам относятся территории, которые:

  • не внесены в кадастр недвижимости должным по законодательству образом;
  • не состоят на учете;
  • не имеют присвоенного номера.

Таковыми могут быть как площади, не участвовавшие прежде в земельных отношениях, так и ранее пользуемые земли, сведения о которых утрачены в тот или иной период.

Согласно п. 1 ст. 37 Земельного Кодекса участвовать в коммерческих и некоммерческих сделках вправе лишь зарегистрированные участки. При отсутствии же данных в кадастре недвижимости осуществить таковые сделки будет невозможно. Кроме того пренебрежение кадастровым учетом усложняет признание законности прав владения землей.

В судебной практике имеется случай, когда гражданин обратился с исковым заявлением, суть которого состояла в намерении зарегистрировать в собственность участок земли, полученный в пользование совхозом.

По истечении срока, на который была выделена площадь, продления пользования проведено не было, своевременных обращений в местные органы самоуправления для передачи имущественных прав тоже не поступало. В кадастровом учете данная территория не значится, совхозом прав собственности не регистрировалось.

На основании этого суд установил отсутствие основания для обозначения границ данного участка и закрепления прав собственности за истцом.

Ранее учтенные земли

Законодательством предусмотрено определение ранее учтенных участков, которыми признаются:

  1. В соответствии со ст. 69, п.4 «О государственной регистрации недвижимости» те объекты, учет которых (технический, либо кадастровый) был осуществлен до вступления старого Закона о кадастре в силу.
  2. Земли, учет которых не был произведен, но зарегистрированы имущественные права и присвоен условный номер согласно старому Закону о кадастре. Сюда же относятся участки, у которых:
    • координаты точек границ отсутствуют;
    • точность определения отличительных точек ниже установленной;
    • значение координат не дает детального обозначения той или иной точки в связи с неполнотой данных.

Во избежание проблем, связанных с эксплуатацией участков с необозначенными границами, их оборотом, необходимо своевременно поставить таковые объекты на кадастровый учет. Данная процедура включает:

При принятии документов составляется опись, на которой проставляется отметка о дате поступления обращения. Срок рассмотрения занимает до 5 дней за вычетом выходных и праздников.

В случае постановки на учет объекта недвижимости, сведения о котором ранее уже заносились в реестр, новая выписка с данными кадастрового паспорта выдается на основании старого документа.

Обязательно ли устанавливать границы

До конца 2020 года допускается проведение сделок купли-продажи с земельными участками, межевание которых прежде не проведено, по истечение отведенного срока такой возможности не будет. По этой причине необходимо заблаговременно позаботиться об определении границ объекта недвижимости на местности.

Помимо возможности осуществления сделок межевание играет немаловажную роль:

  • в разрешении споров, возникающих между соседями о границах смежных участков;
  • обеспечивает корректность начисления земельного налога.

Какие документы нужны

Пакет документов для постановки на кадастровый учет объекта недвижимости с неопределенными границами согласно требованиям включает:

  • оригинал и дубликат паспорта;
  • право подтверждающие документы;
  • план межевания с подписанным актом о согласовании границ с соседями;
  • при возникновении и урегулировании спора дубликат документа о разрешении такового;
  • квитанция, подтверждающая оплату пошлины;
  • собственно заявление.

Скачать пример акта согласования границ.

Скачать бланк акта согласования.

Важно! При заблаговременной подготовке документов потребуется их нотариальное заверение, в случае предоставления оригиналов копии, снятые в момент обращения, заверения не требуют.

Как установить границы земельного участка

Обозначение границ объектов недвижимости осуществляется межеванием, которое предусматривает следующие этапы:

  1. Выбор геодезической компании, лицензированной на осуществление работ подобного характера.
  2. Предоставление документов, подтверждающих законное право обратившегося гражданина на владение участком, в отношении которого планируется межевание:
    • паспорт;
    • выписка из ЕГРН или свидетельство на право собственности;
    • договор, на основании которого возникло право.
  3. Оповещение соседей о планируемом проведении работ. Данный пункт представляет особую важность, так как, узнав о предстоящей процедуре разграничения участка из официального источника, соседи должны будут присутствовать во время работ для согласования границ либо, не явившись, по умолчанию подтверждают отсутствие претензий.
  4. Предоставление готового плана межевания. На основании данного документа подписывается акт согласования, который подтверждает согласие собственников прилегающих территорий с выделенными границами. Также заказчику предоставляется акт о приеме-передаче использованных межевых знаков.
  5. Сведения в реестр недвижимости передаются инженером геодезической компании. На основании представленных им данных границы участка отображаются на кадастровой карте. Оригинал межевого плана выдается непосредственно заказчику.

Скачать бланк извещения соседей о межевании.

Сроки выполнения услуги по выделению границ может занимать от 2 недель до 2 месяцев, что зависит от отклика владельцев соседних участков. Межевание оплачивается отдельно от госпошлин, предусмотренных для оформления земельных участков.

Что делать при возникновении споров с соседями

Зачастую неопределенные границы земельных участков становятся камнем преткновения при согласовании этих параметров с соседями. Межевание позволяет предупредить данную проблему, поскольку если дойдет до судебных прений, решение суда будет опираться преимущественно на факт проведенного обозначения характерных точек, т.к. по ним можно отследить возможные нарушения прав третьих лиц.

В том случае, если возник спор, в ходе которого не удается урегулировать мирным путем размещение забора, отделяющего участки, необходимо:

  1. Обратиться в уполномоченные органы с просьбой провести межевание.
  2. Для соблюдения интересов всех сторон, заинтересованных в том, как правильно будет разграничена территория, перед проведением мероприятия все соседи оповещаются в письменном виде. В назначенный день они должны присутствовать на участке.
  3. Если же оповещение было неоднократно проигнорировано, допускается межевание в отсутствие третьей стороны.
  4. При наличии дальнейших претензий и несогласия с результатами соседи вправе обратиться в суд с документами, подтверждающими право владения участком и иные справки, подтверждающие границы и законность пользования территорией.

Скачать образец иска об установлении границ ЗУ.

: Консультация специалиста

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Источник: http://masterurist.ru/granica-zemelnogo-uchastka-ne-ustanovlena-v-sootvetstvii-s-trebovanijami/

    Правила проведения установления границ земельного участка

    Требования земельного законодательства к границам земельного участка

    Все наделы земли, выделенные в отдельные участки, имеют границы, определённые в межевом плане участка.

    Нередко возникают ситуации, когда такие границы требуют уточнения, например, территориальные споры с соседями. Процедура уточнения границ проводится кадастровым инженером по определённым правилам.

    Общие сведения об установлении границ

    Под установлением границ земельного надела понимают определение координат границ участка земли, на который оформлен единый кадастровый документ, а также конкретизацию размытых приграничных линий и фиксацию всех изменений в межевом плане участка.

    Для чего необходимо?

    Существуют различные причины, при наступлении которых установление границ придётся проводить в сжатые сроки (например, решение суда), что нередко приводит к ошибкам, поэтому ответственные землепользователи проводят установление до возникновения юридических проблем. Особенно если в нем явно есть необходимость.

    Установление границ проводится в целях:

    • Прекращения разногласий с соседними землепользователями по поводу расположения смежных участков границ;
    • Предотвращения возможных юридических проблем при сделках с наделом земли в будущем;
    • Исправления ошибок, совершённых ранее кадастровой службой при определении границ данного надела земли;
    • Исполнения судебного решения об уточнении границ;
    • Удобства разделения надела (или объединения наделов) для различных целей.

    Если сторона, имеющая претензию, не стала урегулировать вопрос путём переговоров об установлении или такие переговоры не принесли результата, то тогда установить границы может обязать суд.

    Если собственник приобрёл надел земли, межевание которого проводилось много лет назад, то уточнение может существенно изменить карту участка, что особенно важно при определении места для строительства жилого дома.

    Необходимость разбиения участка на более мелкие для различных целей также невозможно без предварительного установления границ.

    Виды кадастровых работ по установлению границ

    Все кадастровые работы разделяются на виды, и деятельность кадастрового инженера и геодезиста по уточнению границ относится к виду: работы по земельным участкам, проводимые при необходимости установлению границ надела земли.

    По причине возникновения неточностей в межевом плане можно выделить два основных вида кадастрового установления границ надела земли:

    • Неточности возникли из-за ошибок в расчётах;
    • Неточности возникли по причине неверно проведённых ранее геодезических измерений или из-за изменившегося ландшафта.

    В первом случае кадастровые работы по установлению границ сводятся к перепроверке расчётных данных в кадастровой палате и устранения допущенных неточностей в межевом плане, а во втором случае необходимо заново проводить все измерительные работы на земельном наделе.

    Кадастровый специалист при проведении работ по уточнению границ осуществляет на участке следующие виды деятельности:

    • Измерение протяжённости границ;
    • Фотосъёмка;
    • Замер высот и низин;
    • Определение координат граничных точек.

    При выполнении данных работ кадастровый инженер использует специальное оборудование, и при его установке на границах между участками важно предупредить соседей о такой установке заранее.

    Правила установления границ надела

    Установление граничных линий в межевых планах регулируется Федеральным законом № 221 «О кадастровой деятельности», Федеральным законом № 218 «О государственной регистрации недвижимости» и Земельным кодексом РФ (ЗК РФ).

    Общие правила, применяемые при установлении границ надела земли, следующие:

    • Изменение площади надела земли после установления границ не может составлять более 10% от первоначальной площади при отсутствии территориальных претензий третьих лиц;
    • Если принято предварительное решение о предоставлении муниципального надела земли в пользование конкретному лицу, то такое лицо обязано организовать и оплатить все работы по установлению границ данного надела, согласно п. 15 ст 39.15 ЗК РФ;
    • Уточнённые границы наносятся на графическую часть межевого плана надела земли, в соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона № 218.

    Важно помнить, что все изменения границ должны согласовываться с землепользователями-соседями, использующими свои участки на правах:

    При участии в спорах стороны должны предъявить документы, на основании которых они используют свои участки.

    Процедура установления границ

    Установления границ осуществляется непосредственно кадастровым инженером, который проводит необходимые измерения и расчёты. Для подачи заявления об установлении границ надела земли в кадастровую службу понадобятся следующие документы:

    • Кадастровый паспорт на данный надел;
    • Документ, на основании которого возникает право пользования наделом;
    • План застройки (если имеется);
    • Проект межевания;
    • Копия паспорта заявителя.

    Документом, на основании которого используется надел, может являться свидетельство о праве собственности, договор аренды и т.д.

    Порядок действий

    Порядок действий при установлении границ надела следующий:

    1. Сбор всех необходимых документов;
    2. Подача заявления в кадастровую службу об установлении границ;
    3. Заключение договора на предоставление услуги по установлению границ;
    4. Определение сроков визита и порядка работы кадастрового инженера;
    5. Извещение соседей о предстоящих процедурах;
    6. Визит кадастрового инженера и проведение им необходимых измерительных геодезических работ;
    7. Обработка результатов измерений и проектирование нового межевого плана кадастровым инженером;
    8. Согласование проекта межевого плана с заказчиком и заинтересованными третьими лицами (соседями);
    9. Согласование проекта межевого плана в кадастровой службе;
    10. Внесение необходимых корректировок и утверждение нового межевого плана с изменёнными границами.

    Во избежание конфликтов соседей лучше известить до прибытия кадастрового инженера, чтобы они могли изложить суть своих территориальных претензий (если таковые имеются) заявителю или непосредственно кадастровому инженеру, так как установления границ впоследствии через решение суда может привести к затягиванию процедуры уточнения границ на длительное время.

    В договоре об оказании услуг необходимо перечислить весь перечень работ, которые будут выполнять кадастровые специалисты. Важно указать стоимость всего комплекса работ, результатом которых будет получение нового межевого плана.

    В противном случае, соседние землепользователи, не согласные с новым межевым планом, могут написать исковое заявление в суд, и тогда все работы по уточнению придётся проводить заново за счёт ответчика.

    Все вычислительные и измерительные работы проводятся кадастровым инженером и при необходимости корректируются в допустимых пределах.

    Требования к проведению работ

    Важно помнить, что устанавливать границы можно только для надела земли, состоящего на учёте в органах кадастра, иначе, если у надела нет кадастрового паспорта, необходимо проводить не установление, а первичное определение границ такого надела.

    Все работы по установлению границ может проводить только кадастровый инженер, данные о котором присутствуют в государственном реестре (списке) кадастровых инженеров, который опубликован на сайте Росреестра.

    Необходимо понимать, что кадастровому инженеру нужно предоставить всю документацию (кадастровую) на земельный надел, границы которого подлежат уточнению, и сообщить достоверные сведения о данном наделе. В противном случае кадастровый инженер имеет право отказаться от проведения геодезических работ на любой стадии процесса, согласно ч. 2 п. 1 ст. 29.1 Федерального закона № 221.

    Затраты

    Услуги по установлению границ земельного участка предоставляются различными организациями, формирующими цены на свои услуги исходя из особенностей региона и категории земли. Раньше стоимость уточнения границ надела земли на местности рассчитывалась как произведение цены за единицу площади (сотка) участка, где необходимо произвести уточнение, на стоимость такого уточнения по региону.

    То есть для большинства садовых, дачных и других участков, находящихся в личном пользовании, стоимость уточнения границ будет зависеть только от региона и компании-подрядчика.

    Стоимость услуг по установлению границ в некоторых регионах РФ для наделов земли, площадь которых не превышает одного гектара:

    • Московская область — от 15000 р.
    • Ленинградская область — от 12000 р.
    • Кировская область — от 16000 р.
    • Челябинская область — от 6000 р.
    • Нижегородская область — от 5000 р.
    • Самарская область — от 4800 р.
    • Курганская область — от 6500 р.
    • Тюменская область — от 8000 р.
    • Пензенская область — от 7000 р.
    • Пермский край — от 7500 р.
    • Новосибирская область — от 10000 р.

    Итак, установление границ земельных наделов позволяют устранить разногласия с соседями по поводу смежных границ, а также избежать многих юридических проблем при осуществлении сделок с земельным наделом. Работы по установлению границ поверхности земельного участка должен проводить лицензированный кадастровый инженер, а стоимость такой услуги будет зависеть от региона.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

    Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/utochnenie-granic.html

    Требования к образуемым земельным участкам в 2019 году: максимальный и минимальный размер, определение границ, основные ограничения | Земельный эксперт

    Требования земельного законодательства к границам земельного участка

    В статье 11.9 Земельного кодекса РФ дается перечень требований к образуемым и изменённым земельным участкам, которые предъявляет законодательство. В кодексе введено понятие максимального и минимального пределов, установленных в отношении земельных площадей.

    Максимальный размер – это тот, который не может превышать определенный участок, например, в Московской области не более 15 га.

    Минимальный порог – это размер, который определен для участков конкретного назначения, например, для дачных территорий предусмотрена площадь не менее 0,6 га, а для садового участка от 0,4 га (показатели для Московской области).

    Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

    В каждом регионе страны предусмотрены индивидуальные показатели. Определение нормативов происходит в первую очередь на основании градостроительного кодекса, а также иных законодательных актов в этой сфере. К примеру, минимальные и максимальные пороги для конкретного поселения рассчитываются исходя из общей кадастровой схемы всех территорий и с учетом потребностей граждан.

    Законодательством предусмотрен не только ответ на вопрос как образовать земельный участок, но и такие ситуации, когда земельные участки не подпадают под юрисдикцию градостроительного кодекса и, соответственно, их размеры не могут опираться на нормативы и регламенты указанного свода правил. К таким земельным зонам применяются федеральные законы и статьи Земельного кодекса РФ.

    Границы образуемых земельных участков

    Существенным параметром любого земельного участка является его граница. Без точных границ, а также их местоположения участок не может быть поставлен на кадастровый учет, а, следовательно, и участвовать в юридически значимых сделках.

    Определение границ участка называется межеванием, и выполняют его специалисты кадастровой службы или геодезисты. Для описания границ необходимо сделать геосъемку, согласовать полученные результаты с владельцами соседствующих территорий и затем оформить межевое дело. После этого участку присваивается кадастровый номер и осуществляется его постановка на учет в Росреестре.

    В процессе разграничения и межевания очень важно соблюдать ряд требований, которые предъявляет законодательство. Их нарушение может привести к наложению на владельца штрафных санкций и даже к изъятию земли.

    Требования к образованию земельных участков:

    1. Границы земельного участка не должны иметь пересечений с территориями муниципальных поселений и населенных пунктов.
    2. Контур земельного участка должен быть простым и не иметь острых углов, вкрапливания, изломанных границ, а также пересечений с соседствующими участками.
    3. Разграничение должно быть выполнено таким образом, чтобы земельный надел имел выход к проезжей части, и был обеспечен доступ к коммуникационным сетям.

    Ограничения, применяемые к образуемым участкам

    В пунктах 5-7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ описаны ситуации, когда к образуемым земельным массивам применяются некоторые ограничения:

    1. Преобразование территории (объединение, раздел, выдел, перераспределение) не производится в том случае, когда имеющиеся ограничения на первоначальном участке не позволяют использовать будущие наделы в соответствии с целевым назначением.
    2. Обозначение границ земельного надела не должно приводить к появлению препятствий в возведении недвижимых объектов и дальнейшей эксплуатации площади с максимальной рациональностью. В процессе разграничения должен сохраниться порядок осуществления охраны площадей.
    3. Запрещается проводить раздел земельных участков лесного массива, парков, заповедников, кроме территорий, где проводятся работы по геологическому исследованию недр, разработке полезных ископаемых и устройству промышленных и коммуникационных узлов, гидротехнических комплексов, водохранилищ, искусственных водоемов.

    Список законов

    • Статья 11.9 ЗК РФ
    • Градостроительный кодекс РФ

    Наиболее популярные вопросы и ответы на них по требованиям к образуемым земельным участкам

    Вопрос: Здравствуйте, меня зовут, Антонина. Недавно было проведено межевание моего земельного участка и оформлены соответствующие документы. Вся эта процедура заняла около двух месяцев. Потом я сдала готовый пакет документов на получение кадастрового паспорта участка, но через месяц получила отказ.

    Сотрудница Росреестра пояснила, что границы моего участка имеют пересечение с территорией муниципального образования. Как выяснилось, данная ошибка появилась в результате ошибки геодезиста, который проводил съемку. Он выполнил привязку совсем к другим координатам. Подскажите, законен ли отказ сотрудника. Что мне теперь делать и как зарегистрировать свой участок в личную собственность?

    Ответ: Добрый день, Антонина. Сразу отвечаем на ваш вопрос – да, ответ работника Росреестра абсолютно правомочен, поскольку пересечение с землями муниципалитета не допускается в соответствии с п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.

    Что касается второго вопроса, то вам следует вновь обратиться к геодезисту, который проводил съемку и попросить, чтобы он внес корректировку в межевое дело. Данная процедура должна выполняться бесплатно, поскольку в случившемся виноват исполнитель.

    Если геодезист не пойдет навстречу, то вы имеете полное право отстаивать свою позицию в судебном порядке и подать исковое заявление на возмещение причиненного ущерба.

    Разумеется, это может занять немало времени, поэтому, если у вас есть возможность параллельно судебному разбирательству обратиться в другую межевую компанию, следует это сделать и сократить время оформления земли в собственность.

    Вам будут полезны следующие статьи:

    Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

    Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/zemelnye-uchastki/trebovaniya-k-obrazuemym-zemelnym-uchastkam/

    Требования к образуемым и измененным земельным участкам

    Требования земельного законодательства к границам земельного участка
    Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Требования к образуемым и измененным земельным участкам

    Российское законодательство определяет требования, предъявляемые к образуемым и измененным земельным участкам.

    Законодательство, регламентирующее градостроительную деятельность, определяет основные требования, предъявляемые к новообразованным или другим способом измененным земельным участкам, которые достаточно конкретно описаны в градостроительных и других регламентах, определенных в земельном законодательстве.

    Основные требования к образуемым и измененным участкам

    На текущий момент для воплощения в жизнь устойчивого экономического развития всей территории страны государственная политика вынуждена эффективно использовать природные и, в частности, земельные ресурсы, то есть соблюдать предельный минимальный размер земельного участка и нормы предоставления участков, указанные в законодательстве.

    Кроме того, земля должна активно вовлекаться в гражданский оборот, а это неминуемо влечет за собой образование новых ее участков и их изменения.

    Основным документом, оговаривающим земельные отношения, в этих вопросах является соответствующий Кодекс и требования к образуемым и претерпевшим изменения земельным участкам достаточно четко указаны в названном документе:

    • Главным из таких требований является четкое соблюдение максимальных и минимальных размеров, указанных в градостроительных регламентах и в государственных законах, в зависимости от области их действия.
    • Обязательно следить, чтобы при образовании или изменении участков отсутствовали пересечения их установленных границ с существующими линиями, ограничивающими территорию муниципальных образований или населенных пунктов.
    • Нельзя допускать появления таких участков земли, которые делают невозможными использование уже построенных на них строительных объектов в соответствии с видом их использования, определенного согласно закону.
    • Раздел или другое образование участков обязаны соответствовать ограничениям и обременениям, не разрешающим их целенаправленное использование, согласно установленному в законодательстве.
    • Не допустимо появление в результате образования или изменения участков недостатков, мешающих рациональному использованию земли или способствующих его невозможности: вклинивания, вкрапления, чересполосицы или чрезмерной изломанности границ, а также невозможности законных построек.

    При образовании или изменении земли, относящейся к государственной или районной собственности, эти правила являются необходимыми требованиями, обязательными для соблюдения.

    Предельные минимальные и максимальные размеры участков. Градостроительный регламент и предельные размеры участков, предназначенных для сельхозназначения

    Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом России и могут включать в себя следующие параметры:

    • площадь минимальных или максимальных размеров участков;
    • отступы от их границ, для более конкретного определения места расположения зданий, построек и сооружений, которое допустимо с точки зрения техники безопасности при расположении нового объекта;
    • предельная высота таких объектов или максимально допустимое количество этажей;
    • ограничение размеров застройки в границах участка, которое определяется как отношение возможной для застройки площади на всем участке к его общей площади;
    • некоторые другие показатели.

    Для каждой территориально ограниченной зоны градостроительный регламент устанавливает предельные параметры разрешенного капитального строительства объектов или их реконструкции.

    Некоторые требования к архитектурным решениям тоже могут ограничивать строительство, например, по внешнему облику объекта, по цветовому решению или другим характеристикам архитектурно-стилистического характера.

    В территориальных зонах могут быть выделены отдельные подзоны, где могут быть размещены земельные участки сходного разрешенного использования, но имеющие различные максимальные или минимальные размеры или другие предельные параметры самих участков или объектов разрешенного строительства, реконструкции или сочетания их с прочими параметрами.

    В границах особых экономических зон использование земельных участков определяется особыми органами управления для таких регионов. Необходимо учитывать, что градостроительный регламент не может устанавливать предельные размеры для земель сельскохозяйственного предназначения.

    Граничные пределы устанавливаются для таких участков исполнительными федеральными органами в соответствии с действующим законодательством.

    Нормы предоставления земельных участков

    Нормы предоставления земельных участков для пользования граждан, предоставляемых для крестьянских хозяйств, садоводства и огородничества, животноводства или строительства дач из земель, не относящихся к муниципальной или государственной собственности, устанавливаются в законах субъектов РФ для каждого отдельного органа местного самоуправления.

    Максимальные нормы предоставления земельных участков, разрешенные для бесплатного пользования гражданами, установленного в перечисленных правилах для определенных целей, регламентированы в:

    • федеральных законах – из земли, находящейся в федеральной собственности;
    • законах субъектов РФ – из земель, принадлежащей этим субъектам;
    • нормативными актами местного самоуправления – из земель, отданным им в собственность.

    Однако для целей, не указанных в специально отведенной для этого статье, земли отводятся согласно установленным для этого правилам: нормы предоставления земельных участков для таких случаев регламентированы в проектной, градостроительной или землеустроительной документации.

    Невозможность пересечения границ муниципальных образований и населенных пунктов

    Землями населенных пунктов принято считать земли, предназначенные для застройки и перспективного развития этих населенных пунктов.

    Границы таких пунктов отделяют их от земель, предназначенных для других категорий.

    Они не могут пересекаться с границами муниципальных образований и выходить за их пределы, а также пересекаться с земельными участками, предоставленными для пользования гражданами или же юридическими лицами.

    Земли названной категории представляют собой лишь малую часть территории, принадлежащей РФ, но играют достаточно важную роль в социальном и экономическом развитии всего государства.

    Для этих земель характерным является высокий уровень антропогенного воздействия и интенсивности использования. С ними связан целый ряд проблем, которые нуждаются в быстром и адекватном решении, а иначе они способны привести к значительному ухудшению качества жизни людей на этих территориях.

    Вкрапливание и изломанность границ на таких землях приводят к неминуемому возникновению большого числа конфликтов самых различных по своей природе интересов, поэтому при образовании новых участков недопустимо разрешать такую оплошность.

    Вкрапливание практически недопустимо для ограниченных территорий населенных пунктов, в которых достаточно быстро увеличивается количество транспорта, что вызывает экономические, эстетические, социальные и даже экологические конфликты между владельцами отдельных участков и населением в целом, особенно с учетом постоянно растущего количества персонального автомобильного парка, принадлежащего разным гражданам.

    Для отечественного земельного права традиционным является отнесение земель, принадлежащим населенным пунктам, к отдельной категории. Формально федеральное законодательство не предусматривает при этом отдельного правового статуса для различных типов населенных пунктов, хотя для них установлены специальные правила для разграничения возможного использования земель.

    Земельным законодательством определена невозможность разрешенного использования объектов недвижимости и земельного участка вследствие образования изломанности, вкрапливания или вклинивания или пересечения их границ с лесопарками, парками или другими территориальными зонами.

    Нельзя забывать о том, что земельный участок в первую очередь рассматривается государством как объект государственного кадастрового учета, поэтому его следует рассматривать, как отвечающий задачам, поставленным государством, с учетом реализации административных реформ. Именно этим объясняется невозможность образования земельных участков, при которых будет иметь место вкрапливание или вклинивание или другая невозможность постройки и использования недвижимости с разрешенной для этого целью.

    По сути земельным участком можно назвать часть поверхности планеты с определенными законодательным образом границами, соответствующими федеральным законам.

    Требования, выдвигаемые к новым земельным участкам, таким образом, обязаны соответствовать этим законам, поэтому в них не могут быть узаконены такие изменения, как вкрапливание, вклинивание или другое уточнение, не допускающее законных возведений объектов недвижимости, которое было бы совершено для разрешенных по законодательству целей.

    Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/trebovaniya-k-obrazuemym-i-izmenennym-zemelnym-uchastkam.html

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.